Артикуляционная
гимнастика
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционные упражнения способствуют
укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные
движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают
дикцию.
Поэтому артикуляционная гимнастика
необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью
профилактики нарушений, так и с целью развития речи.
Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы
сформированные навыки закреплялись.
Лучше
заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.
Вначале
хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и
себя, и вас.
В
дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала.
Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми
навыками, подражая взрослым.
Поэтому чаще показывайте ребенку, как
делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать
ему.
Следите,
чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
Не
раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается
какое-то упражнение.
Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который
придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.
Если
движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше
закончить занятие, так как ребенок устал.
В случае
затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя
чайную ложечку с закругленной ручкой или удерживая язык, губы или нижнюю
челюсть чистыми руками.
Количество
повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и
двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5
повторений.
Статическая
нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей
ребенка.
Если в начале можно ограничить
удержание артикуляционного положения под счет до 2, то со временем, по мере того как
окрепнут мышцы, счет увеличивается до 5-10.
Подходить
к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь
освоения трудного упражнения в короткие сроки.
Проводить
артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или
изображая кого-либо.
Очень
полезны упражнения на выработку сильной струи воздуха, необходимой для
произнесения шипящих и свистящих звуков.
С этой целью можно
предложить ребенку сильно дуть на ватные шарики, одуванчики, легкие предметы,
находящиеся в тазу с водой (кораблики, рыбки), сравнить, кто лучше дунул, чей
кораблик дальше уплыл. Полезно также пускать мыльные пузыри.
Но при выполнении упражнений на дыхание
будьте внимательны и осторожны, так как они могут вызвать
головокружение.
Будет достаточно выполнить их 5 раз.
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Комментариев нет:
Отправить комментарий