Для Вас, родители!

                                 
Кто такие учителя-дефектологи? 
               Что они делают?
 Кто такие учителя-дефектологи? Этот вопрос часто можно услышать. А ответ всегда такой "Это когда "р" не умеешь говорить. Он поможет". Многие считают, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное   произношение. 
Но это не совсем так.

      Главной целью коррекционной работы учителя-дефектолога является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
·         развития артикуляционной моторики,
·         развитие общей речевой активности,
·         расширение и обогащение словаря,
·          развитие физического и речевого слуха,
·         развитие грамматической стороны речи,
·         обучение навыкам словообразования и словоизмене­ния,
·         развитие связной речи и, наконец,
·         коррекция произношения.
   А в процессе работы решаются и дополнительные задачи:
·         развитие ВПФ (внимание, память, воображение, восприятие, мышление),
·         формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, выполнять поставленную задачу, оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
·          профилактика нарушений письма и чтения.



                                  








                                     Что такое " ПМПК"?



Каждый человек за свою жизнь проходит много различных комиссий. В данном сообщении хочется рассказать о ПМПК: что это такое и зачем это нужно ребенку.  
            ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия.
В состав комиссии входят следующие специалисты: психолог, медицинский работник, специальные педагоги (логопед, дефектолог).
Целью деятельности ПМПК является своевременное выявление у детей особенностей их развития, их индивидуальных потребностей в получении образования. 
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей). Лучше, если это будет мама,  именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка.
За несколько дней до обследования в спокойной обстановке вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, профессия), поговорите о текущем времени года.
Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование.
Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.
Обследование детей проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями.
Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка. Задайте вопросы, уточните то, что непонятно. После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
 По итогам диагностики ребёнка законным представителям ребенка выдается ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором содержатся результаты проведенного обследования. В случае необходимости, предлагаются занятия со специалистом (учителем - дефектологом), которые проводятся с согласия родителей, бесплатно в учреждении образования, которое посещает ребенок.
Родители имеют право отказаться от предложенной помощи.
                    В дальнейшем все зависит от Вас! Желаем Удачи!






                                            Что такое дизартрия?





"Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

 В результате посещения коррекционных занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.  

1.gif - 73.72 KB

 

 

 

 

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!  
                                                   

                              Игра "Найди нужное слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

 

                               Игра "Что я загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

2.png - 195.33 KB

 

 

 

 

Игра "Чего не стало?"

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
 

                      Игра "Образуй родственные слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.


3.gif - 49.27 KB

 

                                                           

 

 

 Игра "Посчитай-ка"

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
           

                                       Игра "Всезнайка"
 Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].


Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
   

                                    Игра "Кто больше"
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

4.jpg - 22.79 KB

 

 

 

 

 

                                                             Игра "Один — много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел — ... и др.

 

                                Игра "Чего много"
"Скажи, чего много?". Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш — ..., желудь — ...и др.

 

                               Игра "Знаешь ли ты?"
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.


                       Игра "Назови ласково словечко"
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.





Комментариев нет:

Отправить комментарий