Консультация для родителей!
Работа над пересказом
Иметь возможность поделиться тем, что ты узнал из
книг, очень приятно. Научиться пересказывать прочитанное нелегко.
Предложите сначала отвечать на конкретные вопросы.
Например, после чтения рассказа Н. Носова «Живая шляпа» можно задать такие
вопросы:
– Что делали мальчики?
– Что делал котёнок Васька?
– Где лежала шляпа?
– Почему мальчики прыгнули на диван?
– Почему мальчики побежали на кухню?
– Как мальчики хотели испугать шляпу?
– Почему шляпа подпрыгнула?
Сделайте серию картинок на карточках (они могут быть
очень простыми – типа комиксов). Перепутайте карточки, а затем предложите
разложить их правильно и в той же последовательности рассказать историю.
Сначала ребёнок почти дословно (по модели) передаёт содержание истории. Хотя
это ещё неструктурированная речь, но она способствует использованию устойчивых
словосочетаний, встречающихся в тексте.
Часто ребёнок понимает многие слова в буквальном
смысле. Поэтому необходимо уточнять значение слов, обращать внимание на
многозначные слова, переносное значение слов: земля, шашки, колонна, горы,
овсянка, язычок; идёт человек (дождь, весна, письмо); свежий ветер (хлеб,
новости).
Спрашивайте у ребёнка, как он понимает смысл пословиц,
поговорок. Разберите значение идиом (устойчивых фразеологических
словосочетаний). Используйте их в собственной речи. Учите отгадывать загадки.
«Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдалёнными, внешне несходными
вещами на основании существенных свойств. Учат выделять существенные признаки
предметов» (С. Бондаренко). Они отличаются четкостью построения фразы,
лаконичностью, образностью. Используйте фольклорные и литературные загадки.
Предложите ребёнку узнать предмет по описанию. Хорошо, если малыш попробует сам
придумывать загадки.
Чаще включайте в совместный досуг игры со словами
(ребусы, кроссворды и т. п.). Они увлекают и детей, и взрослых, расширяют
кругозор, тренируют память, помогают понять, как устроен язык, служат
профилактикой ошибок на письме. Развивайте умение задавать информативные
вопросы.
Учитывайте уровень развития ребёнка. Старайтесь давать
лаконичные объяснения, пока ребёнок не готов к пониманию сути того или иного
явления. Избегайте длинных объяснений. При этом для успешности общения
необходимо не просто узнавать слова, но и соотносить их с определённым
социальным опытом.
Список использованных источников :
1.Акименко,
В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного
возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2006.
2.Куликовская,
Татьяна Анатольевна Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие
для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. -
М.: ГНОМ и Д, 2016.
3.Купенчук,
О. Логопед советует / О. Купенчук. - М.: Детство-Пресс, 2014.
Подготовила учитель-дефектолог
О.А.Сыромятникова
Комментариев нет:
Отправить комментарий