Формирование культуры общения у детей и взрослых в условиях инклюзивного образования.
Под инклюзивным образованием следует понимать совместное
обучение детей с особенностями
психофизического развития с нормально развивающимися сверстниками. Основная идея
инклюзивного образования заключается в том, что для получения качественного
образования и психологической адаптации в обществе, детям с особенностями
психофизического развития необходимо активно взаимодействовать с другими
детьми.
Неотъемлемой частью социализации и
интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития является формирование инклюзивной культуры в
дошкольной образовательной организации у всех участников образовательного
процесса, в том числе и у самих дошкольников. Одним из насущных вопросов
дошкольной педагогики и психологии является поиск новых форм и методов развития и воспитания детей.
Инклюзивная культура - построение образовательного сообщества, в котором каждый обучающийся должен иметь все необходимые
условия для развития своей личности и усвоения базовых знаний.
Для
этого, прежде всего, необходимо принятие всеми участниками образовательного
процесса основных принципов инклюзии:
- Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений;
- Каждый человек
способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет
право на общение и на то чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются
друг в друге;
- Подлинное образование
может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждается в
поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся
достижения прогресса, скорее может быть в том, что они могут делать, чем
в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает
все стороны жизни человека [2].
Формирование инклюзивной культуры
предполагает решение следующих задач: приобретение знаний по инклюзивной
культуре, формирование ценностного отношения, получение опыта совместной
деятельности, положительное отношение к существующей действительности.
Важнейшим направлением в работе по
формированию инклюзивной культуры образовательного учреждения будет являться
создание особой атмосферы эмоционального тепла и принятия каждого ребенка, а
также использование языка и терминологии, которые являются нейтральными и не
формируют негативного, исключающего отношения к участникам инклюзивного
образовательного процесса.
Инклюзивная
культура -
важнейшая составляющая инклюзивного образования.
Ее несформированность отрицательно сказывается
на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать
идеальные условия обучения здоровых детей и детей с особенностями
психофизического развития, но исключить человеческий фактор невозможно. Печать,
радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для
воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за
физического или психического дефекта в затруднительном положении.
Подготовила
учитель-дефектолог Сыромятникова О.А.
Список литературы
1.
http://минобрнауки.рф/документы/938
2.
Алехина С.В. Инклюзивное образование: Отобразовательной политике к
образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного
образования /отв. ред. С.В. Алехина.- М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». С. 29-35.
3.
Инклюзивное образование. Выпуск 2 . Дмитриева Т.П. Организация деятельности
координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Методические
рекомендации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий