«Координация пальцев и кистей рук с
помощью нейропсихологических игр и упражнений»
Все мы знаем, что
в период от трех до четырех лет ребенок может обводить по
контурам, копировать некоторые геометрические формы. Появляется
ловкость в руках, и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен
держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается
копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из кубиков. Может
рисовать не только карандашами, но
и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика
бумаги более чем один раз. Что мы имеем на самом деле? Дети в
возрасте 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как
правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности
усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные
движения других частей тела).
Если развитие движений
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если
же развитие координации движений пальцев и кистей рук отстаёт, то задерживается
или искажается и речевое развитие.
Для совместной
деятельности с детьми дома можно использовать нейропсихологические игры и
упражнения.
На нейропсихологических играх построено развитие
межполушарных связей, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним
из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками
одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу
несколько навыков: координация кистей рук и пальцев, согласованность движений
рук и согласованность движений глаз.
Игра — это естественное состояние и
потребность любого ребенка.
Абсолютно у любой игры есть
развивающий потенциал.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от игры,
стараясь справиться, учитывая на будущее свои ошибки.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими
играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях
с детьми.
«Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого
ребенка.
«Умные дорожки», где
нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга,
влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию,
усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик
носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.
«Плечо-ухо»,
где ребенок левой рукой держится за мочку уха, а правую ложит на плечо. По
хлопку ребенок меняет положения рук.
«Пальчики
вместе-пальцы врозь»
Упражнение«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от
указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Можно выполнять упражнение со словами:
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.
«Кулак-Ладонь»
Это упражнение нужно выполнять лучше, сидя за столом. Но можно при желании
делать и на весу. Выполняется по очереди каждой рукой, потом можно усложнить
задание: двумя руками одновременно. Минимум 8-10 подходов.
«Кулак-Ребро-Ладонь»-
более сложный вариант этого упражнения.
Каждое
упражнение следует выполнять 1минуту, как на настоящей тренировке. Но
начать нужно с маленького времени, например, с 10 секунд и увеличивать
постепенно.
Достоинство этих упражнений в том, что их можно
делать практически в любом месте и в любое время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий