среда, 15 марта 2023 г.

 

«Координация пальцев и кистей рук с помощью нейропсихологических игр и упражнений»

     Все мы знаем, что в период от трех до четырех лет ребенок может обводить по контурам, копировать некоторые геометрические формы.  Появляется ловкость в руках, и ребенок может схватить катящийся к нему мяч. Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из кубиков. Может рисовать не только   карандашами, но и цветными мелками. Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги более чем один раз. Что мы имеем на самом деле? Дети в возрасте 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

     Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие координации движений пальцев и кистей рук отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.

     Для совместной деятельности с детьми дома можно использовать нейропсихологические игры и упражнения.

     На нейропсихологических играх построено развитие межполушарных связей, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: координация кистей рук и пальцев, согласованность движений рук и согласованность движений глаз.

     Игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.

Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал.

Дети развиваются играя, получая удовольствие от игры, стараясь справиться, учитывая на будущее свои ошибки.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

«Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка.

 «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук.

«Плечо-ухо», где ребенок левой рукой держится за мочку уха, а правую ложит на плечо. По хлопку ребенок меняет положения рук.

«Пальчики вместе-пальцы врозь»

Упражнение«Колечко»
 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Можно выполнять упражнение со словами:

 

На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.

 

«Кулак-Ладонь» Это упражнение нужно выполнять лучше, сидя за столом. Но можно при желании делать и на весу. Выполняется по очереди каждой рукой, потом можно усложнить задание: двумя руками одновременно. Минимум 8-10 подходов.

«Кулак-Ребро-Ладонь»- более сложный вариант этого упражнения. 

Каждое упражнение следует выполнять 1минуту, как на настоящей тренировке.  Но начать нужно с маленького времени, например, с 10 секунд и увеличивать постепенно.

Достоинство этих упражнений в том, что их можно делать практически в любом месте и в любое время.

Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.

Предлагаем игру «Пальчики вместе-пальцы врозь».









Распечатайте и пользуйтесь!

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий